Чьи комментарии могли бы обогатить текст? Кто эти люди? Как с ними связаться, где искать?
3
Какие у меня воспоминания связаны с этой темой? Необычные эпизоды, драмы, хохмы, достижения?
Outline
Обычно есть хотя бы три пункта. Если их больше шести, используйте отдельный лист.
1
2
3
4
5
6
Outline, версия 2
1
2
3
4
5
2. Черновик написан!
Теперь сократите каждый абзац до одной его главной мысли.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
?
Сравните с прежним аутлайном. Легкие различия несущественны, но нет ли странных расхождений? Логических ошибок?
К чему придраться?
Отметьте, где в тексте самые неясные, странные или неоднозначные места (лучше их искать, отдохнув от черновика хотя бы день).
А почему непонятно?
Список самых возможных причин. Проверяйте всё выписанное выше по каждому пункту, ставьте галочки.
Избыток существительных, особенно виртуальных, в т.ч. иноязычных слов. Падежные цепи длиннее 3 сущ-х.
Неясно, что и с кем происходит во фразе, м.б. не указан субъект или действие явно не выражено (нет глагола).
Логические ошибки: сами себе противоречите или видите связь там, где её нет.
Лирические поползновения увели слишком далеко от основной мысли.
Длина фразы больше 30-40 слов, запутанное или ошибочное согласование простых предложений в сложном.
Много лишних слов, в т.ч. «слова неопределенности», вводные конструкции, громоздкие предлоги.
Два и более причастных/деепричастных оборота (особенно, когда они неверно согласованы).
3. Не усилить ли начало?
Первым делом: нужен ли вам nut graph — абзац-пояснялка?
Да, лучше проговорить, зачем читать мой текст, какие в нём выгоды. Или намекнуть на сюжет.
Нет, у меня экшен хватает и тащит читателя за собой, пояснялка всё затормозит.
Не знаю пока. Сейчас буду разбираться.
Ищем крайности
В событиях или фактах текста что для читателя лучше всего (заманчивое, приятное, цель), а что хуже всего (нежелательное, угроза).
Лучший исход/Хочу/Радует/Приятно читать;Худший исход/Не хочу/Напрягает/Фу
Кнуты и пряники: топ-3
Таким образом, какая фактура в материале сильнее всего может привлечь — интригой, обещанием или страхом лишений?
1
2
3
Какой тип заголовка подойдет этому тексту?
Ставьте галочки или коэффициенты от 0 (совсем не подходит) до 3 (идеально подходит).
«Главный факт» или обещание фактов.
Странность, нечто, от чего читатель сделается таким: O_o
Ключевое слово. Помните, без эмоционального заряда оно магнитит разве что в рабочем документе.
Интригующая деталь. Не вся суть текста (тогда это «странность»), а именно деталь.
Прямая речь, интересные слова героя текста.
Нечто, сделанное по типовой, но бе-зот-каз-ной заголовочной формуле.
Языковая игра: шутки, аллюзии, каламбуры, рифмы.
Какой тип лида подойдет этому тексту?
Ставьте галочки или коэффициенты от 0 (совсем не подходит) до 3 (идеально подходит).
Повествование: сразу развиваются какие-то события. Вариант: описываем персонажа или берем цитату.
Смешной эпизод: уместно развлечь читателя и есть чем.
Ударный факт, спецназофакт: захватывает внимание и тащит заложника-читателя дальше.
Вопрос читателю. Знаете ли вы, сколько сил у меня отняла эта страница?
Ваши эмоции по поводу того, о чем дальше пойдет речь. Хорошие или, предпочтительно, плохие.
Рассуждааааать, филосооооофствовать...
Обманка, парадокс, резкий разворот.
4. Структурный анализ
Откройте колесо Плутчика. Какие эмоции (от одной до трех) текст должен вызывать у читателя? Вызывает ли их черновик? Что из набранного по теме материала провоцирует эти эмоции? Попало ли именно оно в текст?
1
2
3
Композиционная линия (или несколько)
Отметьте, как устроен черновик и посмотрите, позволяет ли материал перестроить всё по более «интересной» схеме
Классика: прямая линия на трех точках: начало — середина — конец (с развязкой/выводом). Опасайтесь скуки!
Излом: в середине линии есть резкий неожиданный поворот.
Кольцо: финал каким-то образом возвращает к началу.
Смена точки зрения: появляются другие места, герои, общий/крупный план.
Время I: в тексте есть 2-3 временных перехода, в прошлое/будущее и, возможно, обратно.
Время II: игры со временем — основа сюжета. Переходов больше или всё идет от конца к началу, или...
Нарочитая беспорядочность. Или суши-композиция, где части — равноправные куски без последовательности.
Дискретная композиция, «пунктир»: куски действия вырезаны, пропущены для какого-то эффекта.
Если работаете на бумажных, а не электронных листах, можно и рисовать структуру: от 3 до 10 точек, линии, повороты, кольца, связи.
Точна ли ваша точка?
Определите тип концовки и подумайте, достаточно ли хорошо он даёт читателю то, что вы хотели дать.
Есть ли материал для неожиданного финала? Если есть, то не испортит ли неожиданность ваш замысел?
Деталь: важная для темы подробность. Может рифмоваться с началом/ серединой, может подтверждать основную мысль или вдруг опровергать, удивляя.
Закольцовывание, возврат к началу.
Ответ на вопрос, вокруг которого вопроса и выстроен текст.
Итоги, выводы. Вопрос не задавался, но мы все равно кое-что поняли, и это стоит того, чтобы о нём сказать.
Призыв. «Ну ты понял, читатель, лучше бы тебе...»
Взгляд в будущее. Героям сопереживаем, опасностей хотим избежать, предсказывать события нравится.
Риторический вопрос для читателя. Редко удается, лучше работает с эмоционально тяжелыми темами.
Прямая речь. Оставляем читателя «на человеческой волне». Комбинируется с другими типами.
Монеты
Выпишите всё, что на них похоже. Равномерно ли они расставлены по тексту? Есть ли не вошедшие в черновик? Хорошо известные монеты-неожиданности: удивительный факт, вау-эпизод, шутка автора/героя, ёмкая цитата.